Ответственность за нарушение административного надзора

31 Января

Напомню, что с 2011 года действует Федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Закон предусматривает введение административного надзора за освободившимися из мест лишения свободы. Главная его цель - предупредить совершение указанными лицами повторных преступлений и других правонарушений.

Административный надзор устанавливается за осужденными за тяжкие и особо тяжкие преступления, умышленные преступления против несовершеннолетних либо за теми, у кого был рецидив. Ограничения вводятся, только если данные лица злостно нарушали порядок отбывания наказания либо в течение года после освобождения дважды и более нарушали общественный порядок.

Кроме того, предусмотрено обязательное введение административного надзора за всеми, кто имеет судимость за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.

Согласно закону поднадзорному могут запретить находиться в определенных местах, посещать массовые мероприятия, покидать жилье в определенное время суток, выезжать за установленную территорию. Он обязан периодически (1-4 раза в месяц) являться в орган внутренних дел (ОВД) для регистрации. Последний следит за соблюдением поднадзорным установленных ограничений.

Надзор вводится по решению суда на основании заявления исправительного учреждения или ОВД на 1-3 года (но не свыше срока для погашения судимости), а в отношении совершивших преступления против несовершеннолетних и при опасном (особо опасном) рецидиве - на период погашения судимости. Этот срок могут продлить, если поднадзорный систематически нарушает общественный порядок. А могут и сократить при добросовестном поведении.

Закон также определяет права и обязанности поднадзорных, полномочия органов внутренних дел, порядок установления и прекращения надзора.

За нарушение административного надзора предусмотрены административная и уголовная ответственность, закрепленные в ст. 19.24 КоАП РФ и ст. 314.1 УК РФ соответственно.

В КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничений или ограничений, установленных судом, невыполнение обязанностей, предусмотренным законом, в виде обязательных работ до 40 часов, административный арест до 15 суток, административный штраф до 2500 рублей.

Уголовная ответственность наступает за неприбытие без уважительных причин к избранному месту жительства или пребывания в установленный срок либо самовольное оставление поднадзорным лицом места жительства или пребывания, а также за неоднократное несоблюдение административных ограничений, сопряженное с совершением данным лицом административного правонарушения против порядка управления или посягающего на общественный порядок и общественную безопасность либо административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 11.5, либо статьей 11.9, либо статьей 12.8, либо статьей 12.26 КоАП РФ.

Проведенный прокуратурой района анализ показал, что в 2019 году в  Черновском районе г. Читы снижено число возбужденных уголовных дел данной категории с 21 до 18, и число оконченных направлением в суд уголовных дел с 23 до 14. В прошлом году поднадзорными совершено 34 преступления (2018 – 45 преступлений).

Прокуратурой района систематически осуществляется надзор за исполнением Закона органами внутренних дел. В 2019 году проведено 4 проверки, в ходе которых выявлены отдельные недостатки в профилактической работе органов полиции. В адрес руководства отдела полиции внесено 4 представления и 2 информации, по результатам рассмотрения которых  приняты меры организационного характера, усилена профилактическая работа, что также сказалось на снижении данного вида преступлений в районе.  

Заместитель прокурора Черновского района          

советник юстиции                                                       Сергей Лхамаевич Балданов